новости науки

Российские ученые открыли новые способы борьбы с бактериями

Опубликовано: 30.03.2017 00:11

Коллектив исследователей под руководством сотрудников Лаборатории перспективных исследований мембранных белков МФТИ открыли механизм взаимодействия бактерии с сигналами из «внешнего мира», определив структуру белкового комплекса. Изучение детального строения этого комплекса позволяет понять, как микроорганизмам удаётся очень точно воспринимать условия внешней среды и быстро адаптироваться к ним.

Бактерии чрезвычайно успешно адаптируются к условиям изменяющейся внешней среды. Это приводит к быстрому «выходу из строя» многих антибиотиков — клетка, приспосабливаясь, вырабатывает устойчивость к препарату и уже не погибает от его воздействия, что сказывается на эффективности лечения всевозможных инфекций.

Известно, что восприятие информации о внешнем мире у бактерий часто происходит с помощью двухкомпонентных сигнальных систем, которые представляют собой белковые трансмембранные комплексы (то есть такие, которые находятся в мембране и «торчат» и внутрь, и наружу клетки). Определение точной структуры таких комплексов является основой понимания механизма их работы. А зная то, как такая система работает, можно понять, как её «выключить» — поэтому эти комплексы и являются перспективной мишенью для антибиотиков будущего.

Бактерии

«Результаты исследования имеют практическое применение в борьбе с устойчивостью бактерий, однако важность самого исследования в первую очередь фундаментальная, так как подобные механизмы передачи сигнала могут быть задействованы в тысячах похожих бактериальных рецепторов, отвечающих за различные функции в клетке. Таким образом, можно строить более точные модели работы таких рецепторов», — говорит Валентин Борщевский, старший научный сотрудник Лаборатории перспективных исследований мембранных белков.

Результатом этого открытия станут новые препараты, позволяющие уничтожать бактерии, возобновить восприимчивость бактерий к антибиотикам или даже уменьшить вредное воздействие антибиотиков на организм человека за счет использования более слабых рецептур препаратов к которым уже давно бактерии не восприимчивы.

Источник: https://mipt.ru